Новости

Развитие науки, техники и образования

 

Экономические изменения привели к формированию новых представлений о тех правовых основах, на которых должно стро­иться общество и государство.

Голландский юрист Гуго Греции (1583-1645 гг.) создал труд «О праве войны и мира», в котором сформулировал основы меж­дународного права.

Взаимоотношения государства и общества получили также новое развитие. Идея о том, что государство должно быть инст­рументом благосостояния общества, привела к формированию теории гражданского государства. Это сделал в 1651 г. англий­ский философ Томас Гоббс, написавший трактат. «Левиафан». Образ Библейского чудовища он использовал как символ госу­дарства - гигантского живого организма. По Гоббсу, высшим законом государства является благо народа, а учреждение государства имеет целью обеспечение мира и благоденствия. Сильное государство, по Гоббсу, должно было обеспечить мир и оградить безопасность, при этом права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, переносились на государя.

Регулирование взаимоотношений общества и государства стало обретать законодательные формы - стали предлагаться га­рантии гражданских прав. В 1679 г. английский король Карл II издал принятый парламентом акт, получивший название "Habeas corpus". Он был призван гарантировать личную свободу граждан. В соответствии с этим актом никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и содержаться под стражей без судебно­го разбирательства,

В 1689 г. Английским парламентом был принят «Билль о правах» - права короля были регламентированы и Англия превра­тилась в Парламентскую монархию.

В 1776 г. в «Декларации независимости Соединенных Шта­тов» права человека впервые были представлены как цель и ос­нова свободного общества (что не помешало развитию работор­говли в США).

Эти идеи были тесно связаны с концепцией всеобщего обра­зования. Главным пропагандистом этой концепции стал Ян Амос Коменский, чешский педагог. Основой его концепции была идея, что внешний мир - это школа жизни, а жизнь - постоянный процесс самообразования. Он понял значение языка как основы процесса развития культуры, и отстаивал значение латыш!, как всеобщего языка науки и культуры, написав книгу «Открытая дверь к языкам» (1633 г.). В труде ((Великая дидактика» (1657 г.) он провозгласил основным принципом школьного обучения его доступность для всех, а также разработал четырехступенчатую школьную систему.

Традиции юристов оказали существенное влияние на разви­тие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков. Юристы пренебрежительно относи­лись к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах ра­зума и точных фактах и предпочитали положение поп liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».

Создание нового метода связывают с трудами английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал ин­дукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству. Он пропагандировал ло­зунг «Знание - сила)) (Scientia est'potentia). После него индукцию стали понимать как вид обобщений, связанный с предсказанием результатов наблюдений и экспериментов на основе опыта.

Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась на две сферы: одна оперировала данными получен­ными в результате умозаключений (астрономия и механика), другая - полученными с помощью наблюдений (медицина и био­логия). Необходима была общая система, которая могла бы объе­динить естественные науки в единое целое. Такую систему пред­ложил Рене Декарт.

Распространению экспериментального метода предшество­вал длительный процесс развития естественных наук. Необычай­ного развития достигла и математика, которая не входит в число естественных наук. Но её развитие позволило математизировать эксперимент и ввести методы расчета в обработку эксперимен­тальных данных. В середине XVI в. был открыт алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Пьер Ферма создал теорию чисел. Ф.Виет ввел систему символов, ко­торая сделала возможным построение общей теории уравнений и общих методов решения задач, став создателем новой алгебры (он называл её Ars analytica). Развитие геометрии привело к раз­работке нового метода построения географических карт Герардом Меркатором. Виллеборд Снелль изобрел метод триангуляции и создал достаточно точный метод определения длины меридиа­на. Начались исследования более сложных задач: проблемы квадратур и проблемы касательных.

Огромное значение имели работы астронома Иоганна Кеп­лера (1571-1630), который открыл законы движения планет во­круг Солнца. Им было введено буквенное обозначение звезд, на­пример, Альфа Центавра, ставшее теперь известным буквально всем, в том числе благодаря научно-фантастическим романам

Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попыт­ки создания системы классификации (Л.Додоэнс, А.Цезалышн, братья Г. и Ж.Баугин). Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время Аптекарские сады, кото­рые уже несколько столетий существовали в Европе стали преобразовываться в Ботанические сады, с гораздо более широкими за­дачами, включая акклиматизацию экзотических растений.

Развитие науки сопровождалось совершенствованием науч­ных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Об­щества. В 1635 г. при поддержке кардинала Ришелье была учре­ждена Французская Академия изящной словесности с целью раз­работки грамматики французского языка. В 1660 г. было основа­но Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции,

"Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет - первый университет в Северной Аме­рике, i

Основой современной науки, условием ее формирования явился эксперимент. Наука нового времен, основы которой зало­жил Галилео Галилей (1564-1642 гг.), своим появлением была обязана физическому эксперименту. Возрастающее значение экс­перимента в естественных науках положило предел умозритель­ному обобщению - возникли условия для возникновения научной теории.

Методы эксперимента (куда органически вошло и наблюде­ние как научный метод) составляют методические элементы нау­ки.

С помощью научных методов, прежде всего методов экспе­римента, наука накапливает конкретные факты, данные о тех или иных природных явлениях. Эти данные составляют эмпириче­ские элементы науки.

Только на основе достоверных эмпирических данных можно строить убедительные гипотезы, проверка которых приводит к утверждению новых теорий. Гипотезы и теории составляют теоретические элементы науки.

Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы является обязатель­ными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элемен­тов.



28.06.2015